Бой с цифровой тенью. Роскачество о том, как не «наследить» в Сети

наследить

Все, с чем соприкасался цифровой профиль пользователя на любом участке виртуального пространства, остается в Интернете навсегда. Эти данные могут использовать для своих целей не только рекламодатели и ИТ-разработчики, но и мошенники. Как обезопасить себя, минимизировав «цифровые следы»?

Все действия пользователя в Сети и данные о нем постоянно записываются. При этом неважно, каким гаджетом он пользуется – смартфоном, компьютером, каким-либо устройством интернета вещей (IoT) или билетом для проезда на общественном транспорте. Данные о пользователе, его фотографии, комментарии, открытая переписка, единожды опубликованные в виртуальном пространстве, остаются там навсегда, даже если владелец аккаунта или профиля в соцсети и удалил их однажды. Эксперты считают, что в Сети можно найти очень полную, а порой и критичную информацию - адрес, место работы, уровень зарплаты, места шопинга и отдыха, список покупок, предпочтения в музыке, одежде и еде - о любом посетителе «виртуального пространства».

По данным отчета Digital 2022 Global Overview, к началу 2022 г. число пользователей «Всемирной паутины» достигло 4,95 млрд человек, или 62,5% населения Земли.

Уровень проникновения Интернета в России достиг 89,0% от общей численности населения, охватив 129,8 млн человек. Владельцами смартфонов является 95,9% россиян, ноутбуков и настольных компьютеров - 78,5%. Общее время ежедневного использования Интернета составляет 7 ч 50 мин., при этом на мобильные устройства приходится 3 ч 39 мин, на ноутбуки, настольные компьютеры и планшеты - 4 ч 11 мин.

Число пользователей социальных сетей в России (включая неуникальных) достигло 106 млн, что эквивалентно 72,7% общей численности населения.

Технологии получения, хранения и обработки информации стали широко применяться еще в начале 2000-х гг. Цифровые гиганты, такие как Google, Яндекс, Facebook*, Amazon, ВКонтакте, получают информацию о потребностях своих пользователей и клиентов, обрабатывая их «цифровые следы».

Как считает старший специалист по тестированию цифровых продуктов Роскачества Сергей Кузьменко, любые данные о человеке можно использовать для различных целей. Например, информация уже собирается, даже когда он просто двигает мышкой на каком-либо web-сайте. Если это сайт интернет-магазина, его предпочтения будут выявлены по товарам, на которые он кликнул, или же по которым водил мышкой, даже если и не добавил их в корзину для покупок. И вот предпочтения покупателя уже известны, комментирует спикер, а значит, data-брокерам и рекламодателям проще создать контентную рекламу именно под него, и легче убедить сделать покупку или иные действия.

Остаться полностью «невидимым» в Интернете невозможно. Но, считают эксперты Роскачества, минимизировать вероятность негативных сценариев вполне реально, если соблюдать определенные правила «цифровой гигиены».

Например, для регистрации на сайтах, в интернет-магазинах и соцсетях оптимально использовать отдельный, специально для этой цели зарегистрированный адрес электронной почты. E-mail, к которому привязаны аккаунты социальных сетей, выкладывать в открытый доступ не рекомендуется. Профили в соцсетях и списки друзей рекомендуется скрыть, а вести переписку исключительно через мессенджеры с постоянным сквозным шифрованием. Браузеры необходимо периодически очищать от временных файлов (кэша), и совсем не лишней будет установка запрета на сохранение файлов cookies и антивирусной программы, защищающей, в том числе, и от кейлоггера (клавиатурного шпиона). И, наконец, при посещении Сети рекомендуется использовать VPN–сервис. Он не сохраняет ни историй посещения web-сайтов, ни ключей посещения, но желательно, чтобы он обладал высоким уровнем рейтинга. Бесплатными сервисами VPN пользоваться не рекомендуется.

Профили в социальных сетях рассматриваются сегодня практически в качестве цифровых визитных карточек. Работодатели, имеющиеся и потенциальные, кредитно-финансовые институты изучают профили пользователей для своих целей. Например, чрезмерно «фривольные», по мнению работодателя, фото могут послужить причиной для увольнения или отказа в приеме на новую работу.

Откровенность пользователя в вопросах своей частной жизни, быта, подробности об имуществе и финансовых возможностях могут успешно использовать и мошенники.

Интернет «помнит» все, в том числе и чрезмерную виртуальную открытость, предупреждает руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей Бодров. Поэтому стоит подумать дважды перед тем, как что-либо опубликовать. Свой публичный профиль нужно вести ответственно.

Не желательно, предупреждают эксперты Роскачества, публиковать в открытом профиле в соцсетях персональные сведения - дату и место своего рождения, паспортные данные, личный номер телефона, домашний адрес. Так же, как и фотографии, по которым можно идентифицировать место жительства, наличие имущества, различных ценных вещей и предметов. Фотографии с отпуска в режиме онлайн также дадут злоумышленникам нужную им информацию.

Выложенные в открытый доступ подробности личной жизни кибермошенники могут использовать в различных схемах шантажа.

Финансовая информация - уровень дохода, платежные реквизиты - это табу. При покупках в соцсетях или в онлайн-играх, предупреждают эксперты, никакой гарантии конфиденциальности для данных банковской карты не предоставляется.

Пароли, кодовые слова и ответы на контрольные вопросы в своих профилях, в том числе в ответах на вопросы всяческих анкет и сервисов, указывать очень нежелательно. Все эти данные лишь облегчат им подбор паролей к аккаунтам и их взлом.

Страницу в соцсетях лучше сделать закрытой, советуют аналитики Центра цифровой экспертизы Роскачества, в этом случае личная информация была доступна только избранному кругу лиц. А запрет размещения постов на странице другими пользователями отфильтрует спам и контент сомнительного характера.

* признан экстремистской организацией и запрещен в России

Источник: www.it-world.ru/it-news/market/186057.html

ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

 

Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с условиями

закрыть

Заказ обратного звонка

Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с условиями

закрыть

Спасибо, в ближайшее время мы с Вами свяжемся!